Article Image
вдохновения

Наконец-то музей Сумайя, расположеный в мексиканской столице Мехико, открыл свои двери широкой публике;  среди многочисленных экспонатов, в новом здании будет выставлена коллекция работ Родена, принадлежащая известному бизнесмену Карлосу Слиму.

Проект музея разработал мексиканец Фернандо Ромеро (Fernando Romero). На сегодняшний день он является самым успешным и перспективным архитектором Латинской Америки, получившим более 20 международных наград за достижения в области архитектуры и дизайна.

О концепции музея и  процессе работы над проектом Сумайя Ромеро рассказал в своём недавнем интервью.

Какие цели вы преследовали в начале своей работы над проектом музея?

В 2005 году ко мне поступило предложение от представителя группы коллекционеров, располагающих 24 частными коллекциями произведений искусств XI-XX веков латиноамериканских и европейских авторов, эти коллекционеры решили объединиться, чтобы открыть свой собственный музей. Нам с коллегами такое предложение показалось очень интересным, ведь коллекция по-настоящему огромна, она включает в себя предметы интерьера, картины, скульптуры, монеты и многое другое. Мы считаем, что существует 2 различных подхода к проектированию здания. Первый - это создать невидимое вместилище для произведений искусства, современное и удобное, которое без искусства не представляет собой особой эстетической ценности, и второй подход - это воздвигнуть неординарную запоминающуюся структуру, используя при этом новейшие технологии. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что именно такое здание станет символичным и уникальным для Мехико. Мы предоставили несколько набросков и нам было предложено разработать один из них - шестиэтажное здание, на верхнем этаже которого разместилась бы коллекция скульптур Родена. Результатом нашей работы стала эргономичная структура, "обёрнутая" в чешуйчатую оболочку.

Оказал ли влияние на ваш проект какой-либо из уже существующих музеев?

Действительно, некоторые европейские музеи внешне похожи на музей Сумайя, а некоторые американские имеют подобную планировку. Мы проанализировали проекты многих существующих музеев, но мы были убеждены, что здание необходимо умело интегрировать в местный ландшафт и специфическую мексиканскую культуру. Мы также подумали, что хорошо бы не выставлять сразу всю коллекцию на обозрение, а позволить посетителям постепенно познакомиться с ней, открывая для себя каждый экспонат. Музей - это своеобразный фильтр между жизнью за пределами его стен и искусством, представленным внутри него, поэтому нам захотелось дать людям возможность поразмышлять, переварить увиденную информацию и только потом получить новую. На пути от одного сектора к другому находятся кафе и исследовательский центр, все части музея соединены непрерывными дорожками, которые имеют круговую траекторию.

Что вам тяжелее всего далось в процессе работы?

За последнее время Мексика пережила несколько политических и экономических кризисов, в результате которого в стране заметно снизились темпы развития архитектуры. Было построено много постмодернистских зданий, не представляющих особой ценности. Это реальная проблема, ведь в 50-70х годах Мексика была действительно интересной страной с точки зрения искусства, дизайна и архитектуры, всё более отчётливо начинала проявляться её самобытность. Сейчас же у властей совершенно иные приоритеты, поэтому разработка необычного здания для нас стала своеобразным вызовом.

Как вам всё-таки удалось воплотить эту концепцию в реальность?

Несмотря на то, что музей принадлежит частным лицам, его посещение абсолютно бесплатно. Любой человек может прийти и ознакомиться с коллекциями мирового искусства. В настоящий момент, когда не все могут себе позволить путешествовать, это особенно ценно. Конечно, было множество технических заморочек, но мы плотно сотрудничали с командой профессиональных инженеров и другими специалистами.

Как изменилось ваше видение проекта за последние 5 лет?

Мы с коллегами убеждены, что проект должен стать воплощением идей заказчика, с которым мы обсудили всё до мельчайших подробностей на начальной стадии работы. Однако, на этапе концептуальной разработки проекта нам предоставили полную свободу. С материалами всё было несколько сложнее... Мы предложили совершенно неожиданный дизайн фасада и нам пришлось искать убедительные аргументы, чтобы концепция была понята и принята заказчиком. Фасад состоит из 15000 шестиугольных алюминиевых пластин различных размеров. Несмотря на то, что форма здания вполне современна, его орнаментальная оболочка перекликается с историческими объектами, находящимися внутри музея.

Как вы оцениваете конечный результат вашей работы?

Мне кажется, все остались довольны. Я очень горжусь, что стал частью команды, которая разработала этот грандиозный проект. Однако, в архитектуре наибольшее удовлетворение приходит лишь тогда, когда архитектор видит своё здание в процессе эксплуатации. Пока здание было лишь инаугурировано, что тоже немаловажно, но я жду-не дождусь того момента, когда посетители смогут войти в него с улицы и будут исследовать его, прогуливаясь по музейным залам.

Конечно, как и большинство моих коллег, я считаю, что мог бы сделать проект гораздо лучше (смеётся), но я привык к этому ощущению.

Учитывая непростые условия работы и рекордно короткие сроки (2 года), в которые мы уложились, я считаю, что все задействованные в разработке и строительстве музея люди абсолютно счастливы и горды тем, что они стали частью этого проекта.

Blog Logo

Artpart.org


Image

Artpart.org

О современной архитектуре, промышленном дизайне и новых технологиях

В начало